Вторник, 14.07.2020, 15:17
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Ярищенская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Наш опрос
Пожалуйста, оцените наш сайт. Это поможет нам стать лучше!
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Страница учителей русского языка и литературы

 

ТЕМА УРОКА: ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ФОНЕТИКИ, ГРАФИКИ, ОРФОЭПИИ, ОРФОГРАФИИ.

 

Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в старших классах, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку.

 

Ход урока.

 

« …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

Д.С.Лихачев

 

I.                    Вводное слово.

Учитель: Ребята, в 10 классе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем  мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.

II. Повторение изученного в 5-9 классах.

1.Повторение фонетики

-  Сколько звуков в русском языке? Почему мы не можем сказать конкретно?

В одном мультфильме-загадке есть такие строчки  (Слайд1):

Далеко-далеко на лугу

Пасутся ко…

Ко… Нет, не кони!

Ко… Нет, не козы!

Ко… Правильно, коровы!

Назовите фонетическую ошибку.

2. Словообразование.

- Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?

(Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши - беруши.)

( Слайд 2)

Утреннее настроение

 

У папы настроение

Зазавтракомчитальное,

У мамы настроение

Напапуобижальное,

У брата настроение

Кричальнопогремучее,

А у меня,

А у меня –

Покомнатампрыгучее.

- Определите способ образования данных слов.

зазавтракомчитальный - читать за завтраком, напапуобижальный - обижаться на папу. (образованы сложно-суффиксальным способом)

- Скажите, с какой целью автор использует окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы)?

 - Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина. (Слайд 3)

·         Одиночила в комнате девушка

           Взволновали ее звуки флейты...

·         Художники! Бойтесь мещанок:

           Они обездарят ваш дар...

·         Я еду в серебряноспицной коляске...

·         Все звезды мира и все планеты

                     Жемчужу гордо в свои сонеты...

Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.

1. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).2. Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).3. Серебрян(ая) спиц(а) > серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).

4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).

3. Морфология.

- Посмотрите, пожалуйста, на данный текст. (Слайд 4)

 

Пуськи бятые.

       Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся».
А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».

Л.Петрушевская. «Пуськи бятые».

 

 

Презентация к уроку прилагается

Олимпиады по русскому языку

Задания для 5-11 классов с рекомендациями по проверке

Тесты по русскому языку

Поиск по сайту
Вход на сайт
С Великой Победой!

Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz