Среда
26.09.2018
14:42
Поиск
Вход на сайт
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz
  • Ярищенская средняя общеобразовательная школа

     

    ТЕМА УРОКА: ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ ФОНЕТИКИ, ГРАФИКИ, ОРФОЭПИИ, ОРФОГРАФИИ.

     

     

    Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами курса русского языка в старших классах, определить уровень сформированности у них умений и навыков по русскому языку.

     

    Ход урока.

     

    « …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

    Д.С.Лихачев

     

    I.                    Вводное слово.

    Учитель: Ребята, в 10 классе мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем  мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи.

    II. Повторение изученного в 5-9 классах.

    1.Повторение фонетики

    -  Сколько звуков в русском языке? Почему мы не можем сказать конкретно?

    В одном мультфильме-загадке есть такие строчки  (Слайд1):

    Далеко-далеко на лугу

    Пасутся ко…

    Ко… Нет, не кони!

    Ко… Нет, не козы!

    Ко… Правильно, коровы!

    Назовите фонетическую ошибку.

    2. Словообразование.

    - Слово беруши означает ‘аппарат для борьбы с вредным для человека шумом на производстве’. Как образовано это слово?

    (Слово образовано сложением сокращенной основы и целого слова: бер(егите) + уши - беруши.)

    ( Слайд 2)

    Утреннее настроение

     

    У папы настроение

    Зазавтракомчитальное,

    У мамы настроение

    Напапуобижальное,

    У брата настроение

    Кричальнопогремучее,

    А у меня,

    А у меня –

    Покомнатампрыгучее.

    - Определите способ образования данных слов.

    зазавтракомчитальный - читать за завтраком, напапуобижальный - обижаться на папу. (образованы сложно-суффиксальным способом)

    - Скажите, с какой целью автор использует окказионализмы (индивидуально-авторские неологизмы)?

     - Объясните, как образованы неологизмы Игоря Северянина. (Слайд 3)

    ·         Одиночила в комнате девушка

               Взволновали ее звуки флейты...

    ·         Художники! Бойтесь мещанок:

               Они обездарят ваш дар...

    ·         Я еду в серебряноспицной коляске...

    ·         Все звезды мира и все планеты

                         Жемчужу гордо в свои сонеты...

    Приведите примеры аналогичных словообразовательных пар.

    1. Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).2. Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).3. Серебрян(ая) спиц(а) > серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).

    4. Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).

    3. Морфология.

    - Посмотрите, пожалуйста, на данный текст. (Слайд 4)

     

    Пуськи бятые.

           Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!». Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
    А Калуша волит: «Ое-е, ое-е! Бутявка-то некузявая!».
    Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
    А Калуша волит калушатам: «Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся».
    А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!».

    Л.Петрушевская. «Пуськи бятые».


    Презентация к уроку прилагается

    Олимпиады по русскому языку

    Задания для 5-11 классов с рекомендациями по проверке

    Тесты по русскому языку